Рекомендации для родителей

Безопасная среда для ребенка

28.09.2023
Консультация педагогов 1 класса: Федорук Е.А., Тарасевич Т.И.
развернуть

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ В ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

         За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Напоминаем  о  недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Знайте! Согласно части  2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь  «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уважаемые родители! Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и  психическом здоровье, а также нравственном развитии.

ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Уважаемые родители!

Чтобы оградить себя от пожара, выполняйте простые профилактические мероприятия:

  • Содержите отопительные электрические приборы, плиты в исправном состоянии, на расстоянии от штор и мебели на несгораемых подставках.
  • Отремонтируйте электропроводку, неисправные выключатели и розетки.
  • Не перегружайте электросеть, не допускайте включения в одну сеть электроприборов повышенной мощности.
  • Перед уходом из дома убедитесь, что выключено газовое и электрическое оборудование.
  • Курите в строго отведенных местах. Курение в постели, особенно в нетрезвом виде – основная причина пожара.
  • Храните спички и легковоспламеняющиеся вещества в недоступных детям местах.

Ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра взрослых.

В случае возникновения пожара немедленно звоните по телефону 101.   

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Пожарная безопасность дома (в квартире):

  1. Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.
  2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  3. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
  4. Не суши бельё над плитой. Оно может загореться.
  5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверь. От выпавшего уголька может загореться дом.
  6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.

Газовые плиты.

  1. Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, а сразу же сообщите об этом  взрослым. Срочно проветри комнату.
  2. При запахе газа звоните в газовую службу от соседей. Телефон газовой службы 104.

3.Не играй в кухне, особенно при включенной газовой плите.

  1. Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые  конфорки.
  2. Никогда не висите на газовых трубах.

Электроприборы.

  1. Не пользуйтесь неисправными  электроприборами.
  2. Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
  3. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.
  4. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
  5. Не оставляйте включенными утюг и другие электроприборы.

Опасные предметы.

  1. Не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами.

2.Не играйте с аэрозольными баллончиками.

 

Действия при пожаре в квартире:

  1. Вызовите пожарную охрану по телефону 101.
  2. Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
  3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
  4. Накройте голову плотной мокрой тканью.
  5. Дышите через мокрый носовой платок.
  6. Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь.
  7. Не пользуйтесь лифтом.                

Помните, что соблюдение элементарных правил безопасности убережёт Вас и ваших детей!

  • Спички - не игрушка. Прячьте спички от детей! • Разъясните детям, как тяжелы последствия шалости с огнем. • Не оставляйте детей без надзора. • Не проходите мимо детей, играющих с огнем. • Не забывайте выключать электроприборы. • Не разрешайте детям включать электроприборы. • Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке. • Не загромождайте основные пути эвакуации, балконы и лоджии. • Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения. • О пожаре звоните по телефону «101».

 

ПРОФИЛАКТИКЕ ВЫПАДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ОКОН

В связи с участившимися случаями выпадения детей из окон и балконов, напоминает родителям быть предельно внимательными к своим детям, так как из-за естественной любознательности они становятся очень уязвимыми перед раскрытым окном.

Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребёнка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
  2. Если вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см - для этой цели поставьте ограничители.
  3. Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
  4. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Чем позднее он научится открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
  5. Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
  6. Не оставляйте детей одних в квартире, так как оставшись одни, они начинают выглядывать в окно или с балкона, надеясь увидеть своих родителей, что может повлечь их падение с балкона.
  7. Никогда не рассчитывайте на москитные сетки, они не выдержат веса даже самого маленького ребенка.

Уважаемые родители! Ребенка нельзя оставлять одного даже на несколько минут в комнате с открытым окном или балконом. Этого времени может оказаться достаточно, чтобы произошло непоправимое. Вы должны постоянно помнить о безопасности своих детей. Пусть Ваш ребенок растет здоровым и счастливым!

 ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

Основная ответственность взрослых по отношению к детям - обеспечить для них безопасную среду, в которой они могли бы играть и развиваться с минимальным риском для здоровья и жизни. Именно эта идея лежит в основе создания детских игровых площадок.

Детские игры занимают важное место в жизни ребенка, они являются одним из способов познания окружающего мира, приобретения опыта общения со сверстниками, значимым фактором физического развития, источником положительных эмоций. Но они же сопровождаются различными опасностями:

  1. Опасные ситуации, связанные с игровой средой (качели, лесенки и т. д.)
  2. С социальным окружением (старшие дети, незнакомые взрослые).
  3. Опасности, связанные с домашними и бродячими животными.
  4. Различными предметами, непосредственно находящимися на площадке (различные растения, мусор, посторонние предметы).

Уважаемые родители, ваши действия должны быть направлены на профилактику опасных ситуаций. Придя с ребенком на площадку:

  1. Обязательно обеспечьте ребенка удобной, соответствующей погоде одеждой и обувью (не одевать слишком холодно, но и не слишком жарко, т. к. в противном случае ребенок вспотеет и простудится).
  2. Убедитесь в отсутствии опасных участков и предметов (торчащих болтов, корней деревьев, камней, острых углов и т. д.).
  3. Убедитесь, что на игровой площадке нет крупного мусора, стекла и других материалов, которые могут навредить ребенку, а поверхность вокруг устлана слоем амортизирующего материала (песок, стружка, мелкий гравий).

4.Убедитесь в соответствии игрового оборудования возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям вашего ребенка (не разрешайте ребенку залезать на лесенку в десять раз больше его самого).

  1. Не позволяйте ребенку играть на высоте, скатываться с крутых горок и самостоятельно качаться на качелях.
  2. Обсудите с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте ребенка. Беседуйте так, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.
  3. Объясните ребенку правила поведения в различных социальных ситуациях (при встрече с незнакомым взрослым, ребенком младшего/старшего возраста или сверстником).
  4. Объясните ребенку правила поведения при появлении животных (не подходить к собакам/кошкам).
  5. Расскажите ребенку о представляющих опасность для здоровья мусоре, посторонних предметах, растениях.
  6. Организуйте игровую и двигательную деятельность ребенка в безопасной и соответствующей возрасту игровой зоне площадки.
  7. Обязательно постоянно следите за ребенком.

Уважаемые родители!

Помните, беду легче предупредить! Одна из самых главных задач родителей – это создать для своего ребенка безопасную среду, в которой он сможет гармонично развиваться.

Берегите своих детей!

Номера телефонов вызова экстренных служб, "горячих" линий

МЧС – 101, 112

Милиция – 102

Скорая медицинская помощь – 103 

свернуть

Памятка родителям ребенка с нарушением слуха

22.09.2023
Подготовлено учителями-дефектологами дошкольных групп: Сидорович А.Л., Брударь И.М.
развернуть

Как учить ребенка с расстройством аутистического спектра играть: 10 базовых рекомендаций

07.12.2022
Консультация педагога-психолога: Воробей Кристина Валерьевна
развернуть

Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, болтают с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с расстройством аутистического спектра важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!

Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с расстройством аутистического спектра играть. Конечно, родители об этом знают — они пытаются!

Вот 10 базовых правил, которым важно следовать родителям детей с расстройством аутистического спектра, чтобы добиться успеха и избежать ошибок во время обучения игровым навыкам.

  1. Не думайте, что навыки игры появятся спонтанно, сами собой

Игра нормотипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с расстройством аутистического спектра игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

  1. Время игры — это время развития именно игровых навыков

Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, цветам разных предметов). Но это уместно лишь тогда, когда играть ребенок умеет и любит. Однако у детей с расстройством аутистического спектра есть нехватка именно игровых навыков. Для того, чтобы научить ребенка с расстройством аутистического спектра играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

  1. Старайтесь мотивировать ребенка с помощью собственных положительных эмоций и похвалы

Для детей с расстройством аутистического спектра символическая игра — это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему неинтересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру более увлекательной для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами): много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

  1. Важно начинать с более «низких» уровней игры

Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом — слишком трудная задача.

  1. Имитируйте действия самого ребенка и «расширяйте» их

Это критически важный элемент совместной игры — копировать уместные игровые действия ребенка. Указания и инструкции — это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни — дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

  1. Делайте паузы, позволяя ребенку отдохнуть от взаимодействия

Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий — это сложный навык для детей с расстройством аутистического спектра, и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка — постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону — просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

  1. Подсказывайте как можно реже, больше комментируйте происходящее

Игра — это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

  1. Придавайте действиям ребенка символический смысл

Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение — поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

  1. Временами делайте что-то неожиданное сами

Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить сценарий игры». Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

  1. Побуждайте ребенка хоть как-то поучаствовать в игре

Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, то он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при расстройстве аутистического спектра, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра — это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка. На старт, внимание, ИГРАТЬ!

 

свернуть

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

04.11.2022
Консультация педагога-психолога: Воробей Кристина Валерьевна
развернуть

«Гипер...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Отмечают 3 основных группы (блока) проявления СДВГ: нарушения внима­ния, гиперактивность, импульсивность.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в сниже­нии избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с од­ного занятия на другое. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны удерживать внимание часами.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, бес­покойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, кото­рых ребенок часто не замечает. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навыков рисования и письма).

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, не может регулировать свои действия.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окру­жающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллек­туального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может пре­вышать показатели возрастной нормы. СДВГ является самой частой причиной на­рушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4 - 9,5 %.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевая, перенесенные ребен­ком в первые месяцы жизни.                                                                          

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфунк­ция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения спе­циальной диагностики.

Оказание помощи детям с СДВГ должно носить комплексный характер и объединять:

  • методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов);
  • методы психолого-педагогической коррекции (нейропсихологические коррекционные методы, игровые приемы);
  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкульт-минутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. 
свернуть

Рекомендации для родителей ребёнка с синдромом Дауна

12.05.2022
Консультация учителя-дефектолога
развернуть

 В общении с ребёнком всегда помните: ваш ребёнок – это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.

• Не пытайтесь найти «проявление синдрома» в поведении ребёнка, его эмоциях.

• Ваш ребёнок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребёнок.

• Помните, что основные потребности вашего ребёнка ничем не отличаются от потребности любого другого ребёнка. • Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребёнка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.

• Помните, что ребёнок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

• Ребёнок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же. В общении с другими людьми:

• Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений, которые звучат: «Они все такие, как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребёнка должны оцениваться индивидуально.

• Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

• Старайтесь не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих.

• Заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребёнок чувствовали себя более комфортно.

• Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

• Используйте интернет – сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями. В общении со специалистами:

• Спросите человека, который даёт вам советы в связи с синдромом Дауна, где он получил информацию, и какой опыт непосредственно общения с людьми синдромом Дауна имеет сам.

• Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

• Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговоре месте

. • Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:

  • задавайте любые вопросы относительно своего ребёнка, даже если они кажутся вам тривиальными;
  • попросите познакомить вас с родителями другим детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребёнок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;
  • обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

• Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребёнка.

         Кроме того, вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя, разочарования, шоком, который испытали в связи с поставленным вашему ребёнку диагнозом. Не стесняйтесь своих чувств, какими бы они ни были. У Вас все получится!

свернуть

Рекомендации педагогов для родителей

07.03.2022
Консультация воспитателя
развернуть

1. Постарайтесь увидеть своего ребенка (ресурсы, творческий потенциал, ограничения).

2. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития (интеллектуальной, физическое, психоэмоциональное, социальное).

3. Отметьте, что ребенок научился делать, а с чем справляется с трудом.

4. Не ожидайте слишком много сразу. будьте реалистами. начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше.

5. Чаще хвалите своего ребенка. если ребенок старается сделать. но у него не получается, лучше обойдите это молчание или просто скажите: "Жаль, сейчас не вышло, в другой раз получится".

6. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все что вы делаете.

7. Помогая ребенку осваивать новый навык мягко и осторожно направляйте его движение своими руками.

8. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научится владеть руками.

9. Используйте подражание, чтобы научить ребенка новому действию, или навыку. сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. превратите это в игру.

10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам.  помогайте ему только в той мере , в какой это необходимо. когда ребенку трудно что-либо сделать ил и он это делает медленно и неумело, родителям очень хочется "помочь" ребенку, сделав это за него.

свернуть

Жизнь без конфликтов

11.02.2022
Консультация педагога-психолога
развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 


Способы урегулирования конфликтов: 

  • компромисс (уступки с обеих сторон);
  • интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
  • капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
  • уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
  • переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
  • вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
  • чувство юмора. 

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов

  • Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
  • Не давайте ребенку несбыточных обещаний
  • Не ставьте своему ребенку условий
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
  • Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

Как бороться со страхами

20.01.2022
Консультация педагога-психолога
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

  • Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
  • Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 
  • Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 
  • Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 
  • Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 
  • Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
  • Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 
  • Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 
  • Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет».

Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

свернуть

10 заповедей для родителей

23.12.2021
Консультация социального педагога
развернуть

Уважение! 
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 
5. Не относитесь к его проблемам свысока. 
6. Не унижайте! 
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 
У активных родителей — активные дети. 
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

свернуть